ФЭНДОМ

Френсис Бэкон Править

Учение о четырех идолах

Путь к истине преграждают ложные идолы, которые необходимо разрушить. Идолов Бэкон делил на врожденных и приобретенных. Врожденные идолы присущи природе человека, поэтому неуничтожимы, но важно знать о них, чтобы на место старых заблуждений не приходили новые. Приобретенные идолы возникают из раболепства перед авторитетами, от дурного воспитания, чтения плохих книг. Приобретенные идолы уничтожить можно, но дается это с большим трудом. Всего идолов 4:

  1. идолы рода
  2. идолы пещеры
  3. идолы площади
  4. идолы театра

  1. Идолы рода: недостатки, присущие человеку как родовому существу, независимо от расы, пола и тд. Они присущи как чувству, так и разуму человека. Чувства часто обманывают нас, либо отказывают нам в помощи. Разум человеческий склонен поддаваться страстям и воображению и под их влиянием преобразует действительность (видит то что он хочет видеть, а не то что есть на самом деле). Человек объясняет природу, исходя из аналогии человека, а необходимо объяснять природу, исходя из нее самой, то есть мы приписываем природе сознание, цели, которые она не имеет. Природа это сложный механизм, но не более. Разум предпочитает видеть действительное и положительное, чем недействительное и отрицательное, но видеть нужно и то и другое. Этот идол врожденный. Бэкон советует "привязать гири к крыльям ума" , чтобы он держался ближе к земле.
  2. Идолы пещеры: индивидуальные недостатки человека. Мы склонны выдавать собственное восприятие мира за всеобщее и приписывать другим свои мысли и чувства, что является ошибкой. Этот недостаток преодолевается при помощи коллективного опыта. Врожденный.
  3. Идол площади: это неправильное использование слов. Человек считает себя повелителем слов, но слова имеют колдовское свойство сбивать мысль с правильного пути и вместо разговора о сути вещей, люди спорят о словах. Научный язык не решает этой проблемы, он не может избавиться от многозначности обычного языка, кроме того, слова придумываются толпой, следовательно все это глупо и нелепо. Приобретенный.
  4. Идол театра: это безрассудная вера в авторитеты. Сколько создано философских систем, столько поставлено комедий, потому что они говорят о вымышленном мире, а не о реальном. Этот недостаток присущ и науке. Многие аксиомы наук приняты в силу традиций, превратных доказательств, веры в авторитеты. Отсюда задача ученого и философа ниспровергать суеверия и авторитеты. "Истина - дочь времени а не авторитета"

Опытный индуктивный метод:

В качестве научного метода познания мира, Бэкон предлагает опытный индуктивный метод. Именно с этого момента доминирующим в науке стало не наблюдение, а эксперимент.

Индукция - движение от частного к общему.

Индукцию, как научный метод, предлагал еще Аристотель, но он говорил о полной индукции, то есть для теоретического вывода необходимы знание всех фактов, что на практике невозможно. Бэкон предлагает использовать неполную индукцию. Тут для вывода достаточно знания лишь части фактов. Такая индукция делает вероятностным знание. Осознавая этот недостаток, Бэкон предлагает искать не подтверждения, а опровержения гипотез. Пока такого опровержения не нашлось, гипотеза считается истиной. Бэкон называл это поиском отрицательных станций. Бэкон считал, что проблему необходимо разлагать на более простые части, которые и являются законами природы. Здесь он повторяет ход мыслей античных философов "Если я знаю, из чего устроен мир, я могу его объяснить"

В незаконченном фантастическом романе "Новая Атлантида", Бэкон предрек, что будущее человечества будет определяться учеными (Дом Соломона). Ученые Атлантиды собирают информацию со всего света, анализируют ее и используют во благо своего государства. перед нами тактика экономического и научного шпионажа.

Рене Декарт (Картезий) Править

Принцип методологического соотношения.

Философия того времени была заражена скептицизмом. Суть скептицизма - воздержание от суждения. Для преодоления скептицизма, Декарт анализирует аргументы скептиков. Первая группа аргументов указывает на недостатки чувственного познания. Бэкон предлагает решить эту проблему через опыт. Декарт делает акцент на теоретическом познании (рационализм). Другая группа аргументов указывает на зыбкость границы между словом и действительностью. Декарт задает вопрос, а не является ли все, что мы видим, дьявольским искушением? Для Декарта это абсолютная точка скептицизма. Выход их этого сомнения Декарт видит в том, что сомнению не может подвергнуться сам факт мышления. Из факта мысли станосится достоверным факт существования, отсюда знаменитое "мыслю, следовательно существую". Таким образом Я становиться фундаментом истинности науки и философии. На нем выстаиваются все остальные науки. Декарт дает метафору дерева "корни которого метафизика, ствол которого физика, а ветви - прочие науки,которые сводятся к трем главным:

  • механика
  • медицина
  • этика"

По этой причине Декарт считал что необходимо изучать все науки сразу и не отделять одну науку от другой. В качестве наглядного примера Декарт предложил дедукцию и интеллектуальную индукцию. Индукция по Декарту это озарение, когда самая сложная мысль становится ясной и отчетливой. Достичь такой ясности ума можно следуя правилам ума:

  • Ничего не брать на веру
  • Любой сложный вопрос делить на частные вопросы. По мере решения частных вопросов решаются и сложные (принцип пошаговой стратегии)
  • Необходимо тщательно проверять весь процесс решения, чтобы не пропустить ошибки. Это гарантирует, что ответ будет правильным
  • Если в ходе решения вы столкнетесь с какой-то трудностью, то нельзя идти дальше, пока эта трудность не будет решена.

Теория врожденных идей.

По Декарту человеку присущи три рода идей:

  1. идеи, полученные извне
  2. идеи второго рода, полученные на основе идей первого рода
  3. идеи третьего рода (врожденные идеи)

Наиболее важны идеи третьего рода. Врожденность идей не означает что эти идеи присущи от рождения. Они проявляются тогда, когда человек начинает мыслить. К врожденным идеям Декарт относит идеи числа, идеи движения, цвет. Высшей врожденной идеей является идея Бога.Существуют также [i]врожденные теоремы[/i]. Они представляют собой связь между врожденными идеями. "Из ничего нечто не возникает. Мысля, человек открывает истины, заложенные Богом в природу"

Космология

Декарт переработал теорию атомов Демокрита, представив корпускулярную теорию. Корпускулы, в отличие от атомов, обладают свойством взаимопревращения и свойством бесконечной делимости. Бог создал мир из корпускул по законам механики. Мир создан как универсум, то есть он не нуждается в дальнейшем вмешательстве Бога. Декарт был сторонником Коперника и развивал его идеи. Другой важной идеей Декарта была идея эволюции.

Имануил Кант Править

Теория познания Канта:

Главными вопросами Кант считал:

  • Что я могу знать? (на этот вопрос отвечают философия и метафизика)
  • Что я должен делать? (этика)
  • На что я могу надеяться? (религия)
  • Что такое человек? (антропология)

К ответу на первый вопрос Кант обращается в работе "Критика чистого разума". В первой главе "трансцединтальная эстетика" (находится в границах человеческого опыта). Трансцедентный (за границами человеческого опыта). Все что мы знаем о мире, мы знаем от своих чувств, из нашего опыта. Закономерен вопрос, дает ли опыт истинное знание? Дело в том, что опыт был подвергнут жесткой критике английским философом Дэвидом Юмом, который отрицал всеобщность и достоверность опыта: list*Опыт говорит нам о прошлом, но ничего не говорит о настоящем и тем более о будущем.

  • Обычно считается, что два явления связаны между собой причинно-следственными связями, но Юм считает, что такой связи нет, есть человеческая привычка связывать одно явление с другим.

Чтобы опровергнуть скептицизм Юма, Кант указывает на сущестсвование двух явлений, которые являются всеобщими и достоверными : время и пространство

  1. Время и пространство не имеют эмпирического основания, то есть не являются предметом опыта, но делают возможным любой опыт
  2. Есть только одно время и одно пространство. Можно удалить предметы из времени и пространства, но не наоборот.
  3. Время и пространство неделимы, то есть когда мы говорим о времени и пространстве, то мы имеем в виду все время и все пространство.

Таким образом время и пространство делают возможным опыт, благодаря им возможна математика как наука.

В чувственном позании Кант выделяет три этапа:

  1. Ощущение (единица)
  2. Восприятие (2-5 чувств)
  3. Представление

Ощущение и восприятие непосредственны. Представления опосредованы. Это промежуточное звено между чувственным и теоретическим познаниями. Это такая схема, которая складывается в такое сознание, помогающая идентифицировать однородные предметы. Пространство нам говорит о внешней составляющей предмета.

Во второй главе "трансцедентальная аналитика" рассматриваются возможности теоретического познания. Теоретическое познание по Канту возможно благодаря категории, которых Кант насчитывает 12 и делит на 4 группы:

  • количество
  • качество
  • отношение
  • модальность

Существование категорий делает возможным естествознание как науку. По Канту, рассудок человека изучает все времменое и конечное (дальше записи утеряны)......

Этика Канта

Ключевыми идеями этика Канта является:

  • Другой человек не может использоваться как средство для достижения собственных целей. Он всегда есть цель. Иными словами Кант презирает невежество людей и отрицает возможность использование другого человека как вещь
  • Человек должен быть морален, независимо от того, верит он в Бога или нет. То есть Кант утверждает автономию этических законов
  • В своей использует понятие максима и императив. максима это субъективная воля человека, его желания. Императив - объективный закон общества (ты должен!). Кант выделяет гипотетический и категорический императивы. Гипотетический императив выражается формулой (Если), ... [то]... Он подразумевает выполнение некоего дейтсвия при выполнении некоторого условия. Категорический императив требует исполнения действий без выполнения условий. Цель этики по Канту - человек должен добровольно сделать собственный максимум.
  • В своей этике Кант по существу дополнил философсвое обоснование одной из христианских заповеде "поступай с другими так, как ты хотел бы чтобы поступали с тобой"

Гегель Править

Законы диалектики

Гегель, основываясь на идее Героклита, сформулировал 3 закона диалектики, универсальных способов постижения мира.

  1. Закон перехода количества в качество и наоборот
  2. Закон единства и борьбы противоположностей.
  3. Закон отрицания отрицания

Закон перехода количества в качество и обратно выражает такую зависимость материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе вызывают качественные изменения, а новые качества порождают новые количественные рамки. Для иллюстрации этого закона Гегель использует понятие качество, количество, мера и скачок. Качество - это неотъемлемое свойство предмета, которое делает предмет тем что он есть. Количество - цифровое выражение качества. Не бывает чистого количества и чистого качества. Эти категории взаимосвязаны, но не тождественны. Граница между ними определяется шкалой измерения и которую мы принимаем произвольно. Мера - это взаимосвязь между качеством и количеством. В рамках меры изменение количества не вызывает изменения качества. Изменение меры приводит к изменению качества. Предмет утрачивает одни свойства и приобретает другие. Существует так же понятие [i]безмерность[/i]. Так говорят, когда предмет не имеет границ или мы пока не имеет понятия об этих границах. Скачок - момент перехода от одного качества к другому. Скачок происходит сразу, его невозможно выразить логически.

Закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства - в одном предмете одновременно присутствуют две противоположные силы. Между этими силами существует точка равнодействия. Возможно изменение сил за счет изменения свойств самих предметов. Возможно взаимодействие противоположных сил в условиях разнонаправленности.

Борьба противоположностей означает что противоположные силы стремятся уничтожить друг друга, отрицают друг друга. Единство противоположностей еще не означает наличие борьбы. Борьба существует тогда, когда есть историческое разрешение конфликта между силами.

Закон отрицания отрицания. На первом этапе предмет приходит к собственному отрицанию. На втором этапе предмет возвращается в первоначальное положение, но при этом приобретает качества, которых не было раньше (отрицание отрицания).

Править

Философия истории:

Историю человечества Гегель представлял как самопознание абсолютного духа. Историю Гегель связывал с понятием свободы и делил на три этапа:

  1. Свободен один (тиран), все остальные его рабы. Этому этапу соответствует история Востока.
  2. Свободно меньшинство, а остальные рабы. Этому этапу соответствует история Греции, Рима, Средневековья.
  3. Свободны все. Этому соответствует Пруссия времен Гегеля.

Гегель делить все нации на богоизбранные и обычные. Обычные нации живут согласно законам общества, этики. Богоизбранные нации выше этого. Им позволяется уничтожать обычные нации, если богоизбранная нация нуждается в территории. Гегель воспевает войну, так как она "пускает лишнюю кровь" из богоизбранной нации.

Русская философия: Править

На особенности русской философии указал Лосев в своих статьях:

  • Одной из особенностей русской философии является ее религиозность. В западной философии доминирующей темой стала наука.
  • Русская философия чаще всего базируется на литературе. По этой причине в России точно нет философов в чистом виде, а есть философствующие писатели и поэты, идеологи партий, журналисты.
  • Западная философия опирается на человеческий разум. Русская философия западному рационализму противопоставвляет христианский логизм (от божественного логоса).
  • Западная философия проповедует неонизм (неон, небытие), то есть кроме разума ничего нет. Русская философия ему противопоставляет мистический неологизм.
  • Западная философия мыслит веществеными категориями (количество, качество, мера, отношения)., тем самым пренебрегая уникальностью и самобытностью самого человека. Русская философия наоборот, делает акцент на самобытность человека.
  • Западная философия проповедует индивидуализм. Русская философия - коллективизм и соборность, во имя которых человек готов пожертвовать даже собственной жизнью.
  • Для западной философии характерна теоретическия философия, идеалом которой является ученый. В русской философии преобладает практическая философия, которая требует единства мировоззрения и поступков. Идеалом такой философии является мученник.
  • Для западной философии истина - соответствие вещей и их понятий. Для русской философии Истина обладает бытейским статусом, отсюда стремление жить по ситине, которая отождествляется в России с правдой.

Л.Н. Толстой Править

  1. Толстой предлагал свой вариант христианства. Он отрицает чудеса и рассматривает христианство как практическую этическую деятельность, то есть отождествляет религию и мораль.
  2. Отрицает Троицу, как языческий архаизм, признавая богом только Иисуса Христа.
  3. Иисус Христос не Богочеловек, а чловекоБог.
  4. Толстой сам перевел все Евангелие (он нашел в них ошибки), поэтому начал толковать Евангелие с точки зрения своего перевода.
  5. Толстой критикует церковь, ставшую на службу государству. Такая церковь, по Толстому, ненужный посредник между Богом и человеком. Она дает храмы, иконы, но не веру.

Как результат, церковь объявила Толстого еретиком и предала его анафеме.

Толстой критикует и государство, как институт, нарушающий все заповеди христианства. Государство творит кумира из себя самого, оно присваивает себе привилегию судить людей и решать жизни людей. Государство нарушает заповедь "не убий". На этом основании Толстому ошибочно приписывают анархизм. Толстой им не был. По отношению к государству, он предлагал следовать заповеди "Богу богово, кесарю кесарево", то есть человек должен жить частной жизнью, игнорируя государственные структуры. Негативно Толстой относится и к науке. Как и Руссо, он считал, что наука не помогает человеку, а еще сильнее расслаивает общество на бедных и богатых и тем самым порождает зло.

Фридрих Ницше Править

Этапы триумфа нигелизма

Ницше по своему переосмыслил понятие воли (к жизни) у Шопенгауэра. Шопенгауэр определял волю негативно, она слепа, иррациональна. воля выше разума. Он для нее всего лишь инструмент который она использует для своих желаний. Ницше определяет волю позитивно, как волю к власти, но суть этой власти не в том чтобы вожделять и брать, а в том чтобы творить иотдавать (созидать). такой созидательностью обладают активные силы - господа. Они воссоздают радость творчества, хаос. Существуют также и реактивные силы - рабы. творчество у них отсутствует. Интересуют их только материальные блага. История поставила нас перед фактом что реактивные силы победили. Ницще считает что это произошло потому что в процессе истории выживает не сильнейший господин, а тот кто умеет лучше приспособиться - раб. Жизнь человека стала не втворчеством а выживанием. Ницще называет этапы триумфа нигелизма:

  • "Это ты виноват" Раб упрекает господина в активности. активности начинают стыдиться
  • "Это я виноват" Раб признает свою вину, но требует покаяния других, чтобы они разделили его вину
  • Аскетический идеал. Раб выдает свои ценности за высшие, которые якобы превосходят жизнь.

Эти этапы соответствуют иудаизму, а затем они были перенесены в христианство. Отсюда негативная оценка христианства у Ницше.

  • Смерть Бога. Человек убивает Бога в себе, свою совесть. Религия меняет мораль.
  • Последний человек и человек который хочет гибели. На сцену истории выходит последний человек, который скажет что все суета сует и всяеская суета. За ним появится человек, который хочет гибели. Его смерть станет действием, началом возвращения активных сил.

Вечное возвращение

Эту идею Ницше считал замечательной. ее нельзя пупуть с идеей вечного круга античности: отличие в том что активные силы вернутся раз и навсегда и все формы нигелизма отомрут. Сначала оно вернется как избирательная мысль "Я хочу, потому что я хочу вечного возвращения". Затем оно вернется как избирательное бытие, вернется творчество и жизнь.

Сверхчеловек:

Вечное взвращение отвергает человека потому что он по своей сути раб. Человек это не вершина эволюции а всего лишь проммежуточное звено в движении к сверчеловеку. сверчеловек не будет рожден человеком. Это плод любви Ариадны и Диониса. Сверчеловек отвергнет мораль человека и создатс свою. Это будет мораль людей, на чье слово можно польжиться. Доминатой этой морали станет совесть. Отвергает он и добродетель и озверевших германцев ( педантизм, тяга к убийсвтвам, длинные ноги ), ценности человека (почитание званий и должностей, любовь к туго набитому кошельку)

Дионесийское и Апполоноское начало в культуре.

В культуре по Ницше существует 2 начала - Апполоновское и Дионесийское. Апполоноское - разум , порядок, схема. Дионесийское - хаос, творчество. Начиная с сократа Апполоноское начало победило и учинило расправу над Дионисом, лишив искусства, радости творчества.

Ссылки: Править

Подборка материалов (49) из первоисточников по системному анализу