ФЭНДОМ

Аккредитация испытательных лабораторийПравить

Аккредитация испытательных лабораторий и органов по сертификации осуществляется в целях:
-подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
-обеспечения доверия изготовителей, продавцов приобретателей к деятельности ОС аккредитованных ИЛ (центров);
-создания условий для признания результатов деятельности ОС и аккредитованных ИЛ (центров).
Аккредитация осуществляется на основе принципов:
-добровольности;
-открытости и доступности правил аккредитации;
-компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;
-недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами ОС и аккредитованных ИЛ (центров);
-обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
-недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;
-недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.
Порядок проведения аккредитации устанавливается правительством РФ.

Декларирование соответствияПравить

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
-принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
-принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее – третья сторона).
Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.
Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательные материалы. В качестве доказательных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам:
-включает в доказательные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведённых в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);
-предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат.
Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.

Добровольная сертификацияПравить

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объекты добровольного подтверждения соответствия: продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Международная сертификация и аккредитацияПравить

Основная деятельность ИСО по сертификации – это организационно-методическое обеспечение. Этими вопросами занимается Комитет по качеству и сертификации (КАСКО).
Единые организационно-методические документы по сертификации, которые разработаны и разрабатываются ИСО, содействуют гармонизации процедуры сертификации, что делает возможным признание результатов сертификации даже при различиях в национальных законодательных положениях. ИСО содействует в методическом плане также созданию систем сертификации в тех странах, где они пока отсутствуют.
В работе КАСКО участвуют около 50 стран. Россию представляет ФА «Ростехрегулирование» (бывший Госстандарт РФ).
В области сертификации ИСО сотрудничает с МЭК.
МЭК разработала международные системы сертификации и разрабатывает стандарты, в частности по безопасности, которые применяются как нормативная база при испытаниях и сертификации соответствующей продукции.
В 1985 г. создана система МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности МЭК СЭ, объединяющая 34 страны.
Цель системы – содействие международной торговле электрооборудованием. Сертификация электробытовых (электронных и электротехнических) изделий на безопасность почти во всех странах мира предусмотрена законодательными положениями по защите прав потребителей.
Схема СБ (CB Sheme) в системе сертификации МЭК СЭ – это процедура по признанию результатов испытаний электрооборудования на соответствие стандартам безопасности, проведенных в национальных системах сертификации. Страны-участницы схемы СБ обязаны проводить сертификацию на соответствие стандартам МЭК по безопасности, которые им рекомендуется применять в качестве национальных.
Россия является членом МЭК СЭ с 1985 г. и схемы СБ с 1992г. В рамках системы сертификации ГОСТ Р действует национальная система сертификации электрооборудования на соответствие стандартам безопасности – ССЭСБ. Группой экспертов МЭК были аккредитованы испытательные лаборатории: Центр НПО «Веста» (Украина) и НПО «Электротерм» (Россия, Москва).

Аккредитация органов и лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется в целях:
-подтверждения компетентности указанных субъектов;
-обеспечения доверия к их деятельности;
-создания условий для признания результатов деятельности.

Обязательная сертификацияПравить

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации устанавливаются соответствующим техническим регламентом.
Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.

Подтверждение соответствияПравить

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Цели подтверждения соответствия:
-удостоверение соответствия продукции и процессов ЖЦП, работ и услуг (или иных объектов) техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
-повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
-содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
-создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также осуществления международной торговли.
Принципы подтверждения соответствия:
-доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
-установление в соответствующем ТР перечня форм и схем обязательного соответствия по отношению к объектам, определенным видам продукции;
-ориентация на уменьшение срока проведения процедуры обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
-недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;
-недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;
-защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении подтверждения соответствия;
-недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования ТР (указанный принцип будет реализовываться в течение переходного периода по мере разработки ТР на соответствующие объекты);
-презумпция соответствия продукции, маркированной знаком соответствия. Предполагаемое несоответствие должны доказывать инспектирующие организации.

Порядок сертификацииПравить

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
порядок:
Сертификация проходит по следующим основным этапам:
-подача заявки на сертификацию;
-рассмотрение и принятие решения по заявке;
-отбор, идентификация образцов и их испытания;
-проверка производства (если предусмотрена схемой сертификации);
-анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата;
-выдача сертификата соответствия;
-инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.

Содержание этапов сертификации
1 Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в соответствующий ОС. При наличии нескольких ОС по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.
Заявителем может быть любое юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), представившее продукцию на сертификацию, признающее правила системы сертификации и обязывающееся оплатить расходы на ее проведение.
При сертификации по схемам 6, 9 и 10 изготовитель вместе с заявкой на проведение сертификации представляет в ОС заявку-декларацию.
2 ОС рассматривает заявку и (не позднее 15 дней) сообщает заявителю решение. В решении содержатся все основные условия сертификации, в частности: схема сертификации (если заявитель сам ее не предложил); перечень необходимых документов, перечень аккредитованных ИЛ; перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной ИЛ, ОС для сертификации системы качества (производства) осуществляет заявитель.
В соответствии с Положением о системе сертификации ГОСТ Р к сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению, имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции в соответствии с законодательством РФ (по товарам — в соответствии с Законом о защите прав потребителей).
3 Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, ИЛ. Испытания проводят на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).
Количество образцов, порядок их отбора и хранения устанавливаются в соответствии с НД или организационно-методическими документами по сертификации.
Осуществляемая на данном этапе идентификация должна подтвердить подлинность продукции, в частности, соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке.
Испытания проводятся в ИЛ, аккредитованных на право проведения тех испытаний, которые предусмотрены в НД, используемых при сертификации данной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в ОС. Копии протоколов испытаний и испытанные образцы подлежат хранению в течение срока действия сертификата.
4 В зависимости от схемы сертификации могут производиться анализ состояния производства (схемы 2а, 4а, 9а, 10а), сертификация производства и системы качества (схемы 5 и 6).
5 ОС после анализа протоколов испытаний, проверки производства осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. В случае положительных результатов ОС оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует всем требованиям всех НД, установленных для данной продукции.

Правовые основы сертификацииПравить

Cертификация в России организуется и проводится в соответствии с законами РФ: «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», а также с законами РФ, относящимися к определённым отраслям: «О связи», «Об информации, информатизации и защите информации», «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
В основу работ по сертификации положена разветвленная иерархическая система документов, которые (за исключением рекомендаций) носят обязательный характер (до вступления в действие соответствующих технических регламентов).
1 Законодательные акты Российской Федерации. В соответствии с ранее перечисленными законами была введена обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг; рабочих мест и т.п.), определены федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, созданы соответствующе системы сертификации, установлены перечни объектов обязательной сертификации. В перспективе обязательная сертификация будет вводиться исключительно техническими регламентами.
2 Подзаконные акты - постановления Правительства РФ:
-Об утверждении перечней продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации от 13.08.1997 № 1013;
-Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией соответствия от 07.07.1999 № 766;
-О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих сертификации, перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, и в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии от 29.04.2002 № 287;
-О сертификации средств защиты информации от 26.06.1995 № 608.
Они вводят в действие перечни продукции, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавллвают правила выполнения отдельных видов работ и услуг.
3 Основополагающие организационно-методические документы
Документы этой группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:
-документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификация;
-документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретных систем.
Общероссийские документы:
- правила:
- правила по проведению сертификации РФ;
- порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации;
- правила сертификации работ и услуг;
- порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих обязательной сертификации;
- правила применения знака соответствия при обязательной сертификации;
- общий порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции;
- рекомендации:
-рекомендации по сертификации. Оплата работ по сертификации продукции и услуг.
- Государственные стандарты:
- ГОСТ Р 40.001-95 «Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия»;
- комплекс стандартов по сертификации систем качества;
- комплекс стандартов по аккредитации;
- комплекс стандартов по сертификации персонала.
Документы системы сертификации ГОСТ Р:
- основополагающие правила:
- общие положения;
- порядок проведения сертификации продукции;
- порядок проведения сертификации услуг;
- основополагающие стандарты:
- Государственный стандарт Знак соответствия при обязательной сертификации;
- комплекс стандартов по регистрации систем качества.
- документы систем сертификации однородной продукции и услуг.
4 Организационно-методические документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков. Например, в Системе сертификации ГОСТ Р действуют следующие документы: Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, Система сертификации механических транспортных средств и пр.
5 Классификаторы, перечни и номенклатуры. В работах по сертификации используются:
-«Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода;
-«Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначсния и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг;
-международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр.
Целью применения перечней является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежаших обязательной сертификации. Перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ «Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на территорию Российской Федерации», разработанный Госстандартом и Государственным таможенным комитетом.
На основе перечней, установленных Правительством РФ, агентством Ростехрегулирование совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация.
С 1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали также Перечни продукции (товаров, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.
6 Рекомендательные документы. Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.
7 Справочные информационные материалы. Содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащиеся в Госреестре на серверах Ростехрегулирования, ВНИИ сертификации. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах.

Система сертификацииПравить

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, её участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
Проведение сертификации возможно только в рамках системы сертификации, которая должна быть признана всеми её участниками и зарегистрирована в установленном порядке.
Сертификация проводится по установленным в системе сертификации схемам. Схема сертификации — это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции, услуг, систем качества и персонала. Как правило, система сертификации предусматривает несколько схем. При выборе схемы должны учитываться особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Схема сертификации должна обеспечивать необходимую доказательность последней. Для этого рекомендуется использовать общепризнанные схемы, в том числе и в международной практике. Схемы сертификации продукции, применяемые в Российской Федерации, приведены в таблице 6.

Формы подтвержденияПравить

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.Объекты добровольного подтверждения соответствия: продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
-принятия декларации соответствия (декларирование соответствия);
-обязательной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.
Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учётом степени риска недостижения целей технических регламентов.
-Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
-принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее – третья сторона).При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательные материалы. В качестве доказательных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.