ФЭНДОМ

Кризис философии природы Править

В философии 5-го века до н.э. наметился кризис:

  • Одновременно существовало несколько физических теорий, объясняющих мир. Часто они противоречили друг другу.
  • В философии была открыта новая тема не менее интересная, чем философия природы - человек
  • Изменение акцентов философии способствовали и социальные условия.

Софисты были платными учителями. По этой причине они были вынуждены давать те знания, которые были нужны ученикам. В ту пору это была эвристика - искусство спора. Цель эвристики не поиск истины, а стремление доказать свою правоту окружающим. Софисты отрицали абсолютность добра и зла. Все относительно, добро и зло.

Особенности учения софистов. Софисты не были единой школой но некоторые положения были едины для всех:

  • Субъективизм. "Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют и не существующих в том что они не существуют" (Протагор). С этой точки зрения что является истиной для человека то и есть истина.
  • Релятивизм. Для софистов не существует абсолютного добра. Добро и Зло относительны, но в этом случае Добро можно легко выразить как Зло и наоборот. Не случайно софист Горгий брался хвалить или низвергать любую вещь независимо от ее объективных качеств.
  • Критика социальных законов. Софисты одними из первых начали критиковать рабство как социальное явление, утверждая равенство людей. Они критиковали законы государства на том основании что они позволяют меньшинству захватывать власть над большинством, что несправедливо. Софисты предлагали жить по естеству, утверждая право сильного.
  • Космополитизм. Путешествуя в поисках учеников по всей Греции, софисты могли выбирать, какое государство для них более привлекательно (прим: В Греции каждый город считался отдельным государством со своими законами и властью), а потому не были патриотами одного города. Они объявляли себя космополитами - гражданами мира.

Для тренировки в эвристике, софисты придумывали софизмы - внешне убедительные, но по сути ложные аргументы. Горгий сформулировал три парадокса:

  • Ничего не существует
  • Если что то и существует, то не может быть познано. мир познаваем когда мышление и бытие тождественные понятия, но существуют ложные мысли. Значит бытие и мышление не тождественны
  • Если что то и познано, то не может быть сообщено другому. Мысль выражается при помощи знаков, но знак не равен мысли. Значит знак не передает саму мысль

Сократ Править

Как и остальные софисты главная тема для Сократа - человек. В отличие от Софистов Сократ отстаивал абсолютность добра и зла. Зло не имеет антологического статуса. Зло это отсутствие добра. Мнение - субъективное отношение к объективной истине. Мы можем признавать или не признавать истину, но она существует назависимо от нас. Истинное знание - это знание что есть добро и зло. Знание = добродетель. Знающий человек не творит зла. сократа называют отцом диалектики. Под диалектикой понимается ведение беседы путем вопросов и ответов. На самом деле этот метод был известен еще до Сократа (Зинон, софисты). Сократ ввел в этот метод два новых приницпа:

  • Иронию
  • Майевтику

Начиная беседу с очередным заезжим мудрецом, Сократ заведомо обозначал свою некомпетентность в теме беседы, просил научить его мудрости, тем самым располагая мудреца к себе. В ходе беседы Сократ начинал задавать вопросы. Часто получалось что мудрец начинал противоречить самому себе. Кроме того, само задавание вопросов предполагает знание темы. Многих раздражала такая привычка, однако Сократ никого не хотел обидеть, просто Сократ ввел одно из определений истины (истина не должна противоречить самой себе). Как только выявлено логическое противоречие, ирония отходила на задний план и в свои права вступала майевтика (повивальное искусство, принятие родов). Мудрец и Сократ "рожают" новую истину, уже логически не противоречивую. Причем истину рожает сам мудрец, Сократ лишь присутствует. Для нас также важно, что Сократ стал философствовать, используя абстрактные понятия, что станет позже традицией науки.

Платон (Аристокл) Править

Теория двух миров.

По Платону существует два мира: мир идей (секс) и мир вещей (космос). Каждый из этих миров обладает своими свойствами.

Мир идей Мир вещей
оригинал копия
вечен временен
бесформенен имеет форму
неизменен изменяем
неделим делим
един множественен
умопостигаем постигается чувствами
совершенен несовершенен
нематериален (сделан не из материи) материален
нейтрален/позитивен идеи несовершенства и зла

Существование мира идей Платон доказывает мифологически: миф о пещере; принцип второй навигации; обращение к душе человека.

Человек по Платону состоит из души и тела. Душа бессмертна и принадлежит миру идей. Тело смертно и принадлежит миру вещей. Отсюда душа знает о мире идей и ее задача - вспомнить о нем (анамнезис - воспоминание).На этой концепции Платон строит свою теорию познания. На примере мальчика-раба, Сократ доказывает этот тезис ([i]примечание: Платон был большим поклонником Сократа и поэтому во всех работах как бы говорил от имени Сократа[/i])

Архэ. Космология.

Как и Пифагор, Платон считал что архэ является число. Изначально существует единое - 1 единица - это материальное тело, наделенное геометрическими свойиствами. Единица, созерцая себя, порождает двойку (ум). единица и двойка порождают тройку (душа). Чертыре - огонь. Шесть - земля. Восемь - воздух. Десять - символ божества. Двенадцать - эфир. Двадцать - вода. Космос образуется из "земных" стихий - огня, воды, земли, воздуха. Он создан богом Демиургом по образцу мира идей (демиург по гречески - ремесленник). Космос устроен по схеме, о которой говорил Анаксимен. Космомс вечен.

Государство:

В диалоге "Государство" Платон рассматривает четыре формы несовершенных государств, где каждое следующее хуже предыдущего.

  • Тимократия (власть военных). прообразом такого государства для Платона была Спарта. Мальчики и девочки воспитывались примерно одинаково. Каждое государство воспитывает свой тип гражданина. Тимократический человек законам послушен, с равными почтителен, к рабам беспощаден, но не призирает их. Достоинством читает все военное и прежде всего подвиги а не деньги и не умение красиво говорить. Постепенно целью становится не слва а нажива. Тимократия перерождается в олигархию.
  • Олигархия (власть богатых). Бедные в правлении не участвуют. Олигархический человек чрезвычайно ценит деньги, не допускает пустых трат. Он развращен властью денег. Готов совершить любое преступление. Сдерживает его только страх потерять имущество. Беднота недовольна таким положением дел и при каждом удобном случае бунтует. Если ей удается, она свергает олигархов. Одних убивает - других мзгоняет. Имущество их предается разграблению. Олигархию заменяет демократия.
  • Демократия (власть народа). Формально в государстве все равны. Выбор на гос должности оссуществляется по жребию. В таком государстве закон выполнять не обязательно в связи с частой его сменой. Демократический человек знает только свои права, но не жалает знать обязанности. Любое принуждение вызывает в нем возмущение, как нечто недопустимое. Народ в конце концов устает от анархии и ищет, кому бы передать власть. Как правило, этим человеком оказывается народный любимец. Он то и становится тираном.
  • Тирания (власть одного человека). Если в демократии хотя бы соблюдается видимость закона, то тиран выше всех законов. сначала тиран милостив и кроток, прощает долги, раздает землю свите и народу. Для удержания власти тиран втягивает государство в войну, чтобы народ чувствовал необходимость в нем. Далее тиран уничтожает всех политических противников.

Как альтернативу, Платон предлагает свою модель государтва. по Платону государство должно быть подобно душе человека.

Душа состоит из трех частей: разума, воли и чувств. В государстве им соответствуют: правители-философы (главная их добродетель - мудрость), воины-стражи (их добрдетель - мужество), крестьяне-ремесленники (их добродетель - воздержание). Общей для все добродетелей является справедливость. Главная цель государства - благо самого государства.

Во имя этой цели все граждане ограничены в правах:

  • Платон предлагает уничтожить частную собственность: в любом государстве фактически есть два государства (бедных и богатых), которые ведут между собой войну. Эта война в конце концов уничтожит и само государство. Частный собственник думает только о своих интересах и готов предать всех ради денег.
  • Не использовать деньги внутри государства. Они необходимы только для внешней торговли. Таким образом Платон ликвидирует все имущественные споры.
  • Отказ от семьи
    • семья также отвлекает человека от служения государству.
    • для пополнения населения по мере необходимости собираются лучшие мужчины и женщины. Новорожденных дете отбирают и передают на суд старейшинам. Здоровых оставляют, больных уничтожают. Дети воспитываются государством. По мере воспитания выявляются спобобности детей и определяется, в какой класс они попадут. Число граждан ограничено числом плодородной земли (каждый гражданини имеет надел, который кормит его в течение года. Надел нельзя продать, проиграть, обменять).

В государстве по Платону не должно быть:

  • юристов
  • врачей
  • купцов

Считал необходимым рабство

Аристотель (Стагирит) Править

Критика Аристотелем мира идей Платона.

Аристотель критиковал мир идей Платона по следующим основаниям:

  • Если существует два мира и каждый по своим законам, то законы одного не объясняют законы другого[list][*]Идеи вечны, значит не могут объяснить рождение и смерть вещей
  • Идея едина, значит не объясняет множественности вещей

Значит, если мир идей и существует, то он бесполезен для объяснения космоса.

  • По Платону любая идея должна иметь предметное воплощение. Аристотель указывает на то, что некоторые идеи не имеют предметного воплощения (цвет, движение, чувства)
  • По Платону все идеи - субстанции, то есть обладают самостоятельным бытием. Аристотель указывает на то, что некоторые идеи не являются субстанциями (отношение частной идеи к общей)
  • "Третий человек" . Если есть конкретный человек и идея человека, то для объединения необходима третья идея, третий человек. рождается дурная бесконечность.

По Аристотелю существует только один мир - космос. Идеи существуют только в самих вещах. С ними рождаются и умирают.

Архэ. Космология.

Как и Платон, Аристотель считал что мир состояит из четырех стихий, но он не отрицал что стихии происходят из чисел - "любое числовое совпадение не случайно". светила и планеты состоят из земных элементов, поэтому изменяются. Звезды и небо созданы из эфира, поэтому они вечны и неименны. За границами космоса находится Бог, который неподвижен но приводит в движение мир. Другой функцией Бога является приведение Космоса в порядок - в гармонию. Бог не создавал мир. Космом вечен, как и сам Бог. Аристотель первым предложил Эмпирическое доказательство шарообразности Земли. Тень Земли на Солнце имеет круглую форму.

Государство.

Аристотель рассматривает государство с других методологических позиций. Он не пытается создать идеальную модель, а анализирует уже существующие формы государства и из них выбирает лучший вариант. Все государства Аристотель делит на справедливые и несправедливые. Справедливые - это те, где государство служит на благо граждан. В несправедливом государстве граждане служат на благо своих правителей. Далее, он делит государства по количественному признаку.

Справедливые Кому принадлежит власть Несправедливые
монархия 1 тирания
аристократия меньшинство олигархия
полития большинство демократия

Государство по Аристотелю возникает за счет укрупнения семьи (по Платону из за разделения труда). Гражданином по Аристотелю может быть мужчина, достигший совершеннолетия. Рабы, дети, женщины гражданами не являются. Аристотель критикует государство Платона:

  • За отмену частной собственности (человек будет хорошо работать только тогда, когда имеет место личная выгода от результатов труда). Опорой государства является средний класс."Богатые или бедные родины не имеют"
  • За отмену института семьи (работая на благо семьи, гражданин работает на благо государства - теория разумного эгоизма)

Ссылки: Править

Современная софистика по К. Ясперсу