ФЭНДОМ

Особенности средневековой философии

  1. Религиозность - главной темой философии стал Бог. Философия была призвана рационально объяснить христианские догматы и популяризовать его. "Философия - служанка богословия"
  2. Экзегетика - духовное состояние, необходимое для общения с Богом. Оно состоит в постах и молитвах.
  3. Традиционализм (консерватизм). Истина дана в Библии. После Библии ничего нового сказать нельзя. Это ересь, гордыня.
  4. Теоцентризм - центром мироздания является Бог. Место других существ и предметов определяется по степени отдаленности от Бога.
  5. Креационизм. Бог создал мир из ничего за шесть дней.
  6. Провиденционализм. Все что происходит в мире происходит по воле Бога.
  7. Аскетизм - душа бессмертна, тело греховно. необходимо пренебрегать телом во имя спасения души.
  8. Учительство, назидательность, дидактизм. Главной задачей церкви является миссионерская деятельность. Надо доступно изложить учение Христа миру.
  9. Эсхатология - учение о конце света (откровение Иоана Богослова)
  10. Теодеция - оправдание Бога. В зле, творимом в мире, виновен Бог.

В христианской философии выделяют три этапа:

  • Апологетика (Апологет - защитник) (I-II вв.) - идеология гонимой церкви
  • Патристика (II-IV вв) - учение Отцов Церкви. Идеи формирования в единое учение. Систематизация христианской догмы.
  • Схоластика (X-XV вв) - христианская идеология тсановиться доминирующей и распространяет свое влияние на все формы человеческого бытия

В христианской философии существовало два отношения к греческой. Первое отрицало ее -

Тертуллиан Править

Он утверждал:

  • философы ищут истину, стало быть не знают. Мы же, христиане, знаем
  • всю мудрость греки украли у библейских пророков

Тертулиан сформулировал парадоксы веры, где разум бессилен перед верой. В трактате "О теле Христовом" он указывает:

  • "Сын Божий был распят. Я не стыжусь этого, хотя надо было бы стыдиться". Сын Божий умер. представляется истиной, хотя разум возмущается против этого.
  • Сын Божий воскрес. Дело верное, потому что кажется невозможным

Другое направление говорило о возможности использования античной философии в Христианстве.

Ориген Править

утверждал: "правильно понятая Библиия не противоречит философии. Правильно применеенная философия не вредит Библии. Поэтому и верю чтобы понимать и понимаю чтобы верить". Ориген предложил свою космологию ("О Началах"): Бог создал рациональные существа разными по природе и свободными. Свобода и равенство в природе стали причиной несовпадения в поведении. Одни остались верны Богу (ангелы), другие отступили от Бога (люди), а третьи отказались от Бога (демоны). Материальный мир возник в результате грехопадения. Одновременно этот мир является источником очищения. Если душа прожила праведно, она вновь возвращается на небеса. По оригену спасутся все, но этот процесс будет кайне долог и мучителен.

Блаженный Августин (Августин Аврелий) Править

Можно проследить этапы духовной эволюции Августина ("Исповедь")

  • Влияние матери Моники
  • Знакомство с античной философией
  • Увлечение манихейством (секта). Мани учил, что мир состоит из двух вещественных субстанций: добра и зла, которые борятся друг с другом. Зло активно, добро пассивно защищается. Цель мироздания - победа добра, но это невозможно.
  • Разачаровывание в манихействе. Бог у Мина не дает спасения человеку. Августин отверг такого Бога.
  • Знакомство с епископом Амбросием, который научил Августина аллегорическому понимаю Библии. Блаженный Августин принял христианство и посвятил ему всю свою жизнь.

Проблема времени

В исповеди Блаженный Августин обращается к проблеме времени. Утверждается, что существует прошлое, настоящее и будущее. Вслед за Аристотелем, Блаженный Августин спрашивает: "Как может быть прошлое, если его уже нет? Как может быть будущее, если его еще нет?" Настоящее это то что стремится исчезнуть в прошлое. Значит единственно реально существует только настоящее. Оно присутствует в душе человека, но ведь настоящее прошлого - это память. Есть настоящее настоящего - это созерцание. Есть настоящее будущего - это мечты. Время сотворено Богом. Сам же Бог пребывает в вечности. Блаженный Августин указывает на два важных свойства времени:

  • неуловимость
  • необратимость

Мы выражаем время через движение, но движение не тождественно времени. Таким образом вместо статической концепции времени греков, была предложена динамическая. Время по Блаженному Августину выражает человеческий голос, а не зрение, как у греков.

Открытие внутреннего мира человека.

Блаженному Августину принадлежит и другое открытие - открытие внутреннего мира человека. Человек пребывает в двух мирах: во внешнем, как объект среди других объектов, и в своем внутреннем. Первый мир не значим. Значим только внутренний. Блаженный Августин тут опирается на Библию: "царство божие внутри нас". Бог есть истина. Открыв Бога в душе, человек открывает и истину. Она дается не как анамнезис (воспоминание), а как иллюминация (озарение).

Философия истории:

Историю человечества Блаженный Августин представил как борьбу двух градов: Божьего и Земного. Град Божий это те, кто любит Бога больше чем самого себя, вплоть до презрения к себе. Град Земной, это те, кто любит себя больше чем Бога, вплоть до презрения к Богу. На Земле оба града происходят от сыновей Адама: Божий от Авеля, земной от Каина. История протекает во времени и так же необратима как и время. По аналогии с шестью днями творения мира, Блаженный Августин выделяет шесть этапов истории. С его точки зрения мы пребываем на последнем этапе.

Фома Аквинский (Thomas) Править

Проблема бытия Бога

Одной из ключевых проблем средневековья была проблема рационального доказательства Бога. Фома Аквинский дает пять доказательств бытия Бога:

  • Доказательство от движения. Как и Аристотель, Фома Аквинский считал, что источник движения всегда находится извне. Значит все вещи делятся на две подгруппы: одни движутся, другие двигаются, и в свою очередь движимы. Эта цепочка не может быть бесконечной, так как м отрицаем бесконечную регрессию. Значит есть то что привожит в движение все остальное, то само находится в покое. Это Бог.
  • От необходимости и случайности. Происхождение любой вещи кажется нам случайным, потому что вещь может быть а модет и не быть. Однако, если рассмотеть проблему внимательно, то выявится, что каждая вещь рождается по необходимости.И эта необходимость заключена в другой вещи. есть то, что необходимо само по себе - это Бог.
  • От совершенства. Одна вещь лучше другой. Запрещая бесконечный регресс, есть то что обладает абсолютным совершенством - Бог.
  • От причины. Каждая вещь имеет причину своего происхождения. Как правило, это другая вещь. Запрещая бесконечную регрессию, получаем, что есть то что причина всего, но само причины не имеет - это Бог.
  • От цели. Даже неживая вещь имеет свою цель, но ее цель задана извне. Живое существо может могут иметь внутреннюю цель, но и она задана извне. Запрещая бесконечный регресс, есть то, что задает цель живому и неживому, но целью не является - это Бог.

Проблема универсалии

Проблема общих понятий. Существовало три точки зрения на данную проблему: реализм, номинализм, концептуализм. Реалисты считали, что универсалия не существует объективно, наподобие мира идей Платона. Номиналисты настаивали на том что универсалии существуют субъективно, в человеческом сознании: реально существуют только вещи, а универсалии - это номен (имя). Концептаулисты занимали промежуточную позицию. Они утверждали что универсалии существуют до вещей, как мысли Бога, в вещах, и после вещей. Сам Фома Аквинский отстаивал в этом вопросе позиции умеренного реализма.