ФЭНДОМ

Экономические потребности и блага Править

Все потребности можно поделить условно на духовные,социальные и материальные.

Материальные потребности можно назвать экономическими. В рыночной экономике блага продаются и покупаются и их называют товарами и услугами. Можно сказать что экономические потребности общества безграничны а экономические ресурсы, которыми общество располагает в каждый момент времени ограничены - основная экономическая проблема.

Степень удволетворения потребностей во многом зависит от их структуры. Множество экономических благ можно подразделить на:

  • Продкуты первой необходимости
  • Предметы роскоши

При этом разделении следует учитывать что предметы, являющиеся роскошью для одних людей, для других относятся к товарам первой необходимости. Развитие производства может приводить к тому что предметы роскоши становятся товарами повседневного спроса. Существует возможность замещения одних благ другими.

Закон Энгеля - с ростом доходов уменьшается доля, идущая на покупку продовольствия и растет та часть доходов, которую тратят на приобретение других товаров и особенно услуг, не являющихся продуктами первой необходимости. Если доходы падают, проявляется обратная тенденция.

Экономические ресурсыПравить

К экономическим ресурсам относят

  • Труд (сюда относятся люди с их способностью производить товары и услуги)
  • Земля (земля, недра, водные и земные ресурсы)
  • Капитал (в форме денег - денежный капитал, в форме средств производства - реальный капитал)
  • Предпринимательство (люди с их способностью организации производства)
  • Знания/наука

Экономические ресурсы обладают рядом свойств

  1. Они переплетаются и взаимодействуют
  2. Ресурсы мобильны . Степень мобильности по возрастанию - земля, труд, предпринимательство, капитал, наука.
  3. Ресурсы альтернативны.

СобственностьПравить

Собственность - юридическое право на принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам

Отношения собственности - отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ.

Экономические агенты - хозяйствующие субъекты - домашние хозяйства, предприятия, фирмы, некоммерческие организации и государство.

Объекты отношений собственности

Именно по поводу средств производства и предметов потребления между субъектами возникают отношения собственности. Если собственность используется для удволетворения личного потребления, они называется личной собственностью. Если собственность является источником извлечения дохода, она называется частной собственностью. Отношения собственности возникают между экономическими субъектами в процессе пользования, распоряжения и владения в отношении материальных и нематериальных ценностей.

Формы отношений собственностей схема

Государственная собственность как система отношений обеспечивает жизнеспособность всей экономической системы то есть при принятии решений учитываются интересы нации в целом. Негосударственная собственность это частная собственность со всеми модификациями, это система отношений, признающая за конкретным субъектом право выбора путей использования объекта собственности и полученного в результате полезного эффекта.

Иногда возникает необходимость сменить форму собственности.

Национализация - метод изменения формы собственности при котором оссуществляется передача нации в лице государства прав собственностиина некоторые или все без исключения средства производства.

Приватизация - метод изменения формы собственности выражающийся в передаче формы собственности частным лицам. Переход от одних форм собственности к другим может идти двумя путями

  • Эволюционным
  • Революционным

Модели приватизацииПравить

Первая модельПравить

уравнительное бесплатное распределение среди населения прав на приобретение имущества гос предприятий. Эти права в виде приватизационных чеков/ваучеров подлежат обмену на акции приватизированных предприятий. Основная цель первой модели - создание рыночной инфраструктуры в сжатые сроки.

Вторая модельПравить

продажа акций предприятий его коллективу на льготных условиях. Недостаток : не обеспечивается соц справедливость по отношению к той части населения, которая на данном предприятии не занята.

Третья модельПравить

продажа гос предприятий по рыночной цене. Недостаток: нехватка внутренних капиталов и незаинтересованность внешних инвесторов. В чистом виде ни одна из этих моделей не применялась использовались их различные сочетания.

Периоды приватизации в РоссииПравить

ПериодПродолжительностьГос предприятияПриватизированные предприятия
Первыйноябрь 1991 июль 199457%43%
Второйиюль 1994 август 199549%51%
Третийначало 1996 январь 200125%75%

Всем экономическим системам присущ свой набор форм собственности.

Традиционной системе вследствие ее многоукладности выделяют несколько форм собственности

  1. При натурально-общингом укладе земля и орудия труда принадлежат общинам, которые ведут коллективное хозяйство, распределение произведенных благ уравнительное, неопосредованное товарно-денежными отношениями
  2. Мелкотоварный уклад. Частная собственност но производственные ресурсы, основанное на личном труде ремесленника или крестьянина.
  3. Частно-капиталистический уклад. Преобладает собственность частных предпринимателей, использующих наемный труд.
  4. Командно-административная система. Важнейшие производственные ресурсы в обственности государства. Непосредственные производители являютя собственниками знаний и свой рабочей силы. Распределение потребительских благ довольно равномерное.
  5. Рыночная экономика.